БДР и бддс – это основные финансовые документы, которые помогают контролировать эффективность работы предприятия и управлять его финансовыми ресурсами. Эти формы универсальны, обладают гибкой структурой и подходят для любых организаций. Их можно адаптировать под специфику организации и конкретные цели и задачи менеджеров.
БДР – Бюджет доходов и расходов.
Как следует из названия – этот бюджет содержит расчет и планирование доходов и расходов предприятия. Одним из основных принципов составления БДР является то, что суммы доходов и расходов должны указываться по мере их актирования, а не поступления денег. Результатом формирования БДР является оценка рентабельности (прибыли) компании. БДР состоит из доходной и расходной частей, которые могут декомпозироваться по различным аналитикам. Для полноценного построения управленческой отчетности используют следующие аналитики:
Статьи доходов и расходов (затрат)
ЦФУ (центры финансового учета)
В качестве ЦФУ, в зависимости от целей составления бюджетов, руководители различных уровней могут выделять следующие объекты:
- Сегменты бизнеса, направления деятельности
- Проекты
- Элементы организационной структуры (подразделения организации, компании холдинга, ЦФО)
- Группы номенклатуры
Принято, что общий бюджет содержит полный перечень статей, часть которых может использоваться в конкретном ЦФУ. Часто для формирования доходной БДР используется всего несколько статей (по аналогии с бухгалтерским учетом) – «Выручка от реализации товаров/услуг», «Внереализационный доход». «Внереализационный доход» может в свою очередь делиться на «Доход от инвестиционной деятельности», «Доход от финансовой деятельности», «Прочий доход»
При этом расходы в БДР имеют более глубокую детализацию по статьям затрат, и в зависимости от того, какую информацию необходимо получить, могут быть сгруппированы в группы:
- Производственные/Непроизводственные
- Основные/Накладные
- Прямые/Косвенные
- Переменные/Постоянные
Пример составления БДР:
- Статьи доходов и расходов
- Выручка от продаж
- Основная
- Прочая
- Себестоимость продаж
- Материалы
- Оплата субподрядчиков
- Оплата труда основного персонала (ОП)
- Налоги по оплате труда ОП
- Амортизация по средствам производства
- Налоги, включаемые в себестоимость
- Маржинальная прибыль
- Административно управленческие расходы
- Оплата труда административного персонала (АП)
- Налоги по оплате труда АП
- Аренда
- Почтовые расходы и мобильная связь
- РКО
- Прочие расходы
- Остальные налоги
- Остальная амортизация
- Расходы на продажу
- Внереализационные доходы
- Операционная прибыль
- Проценты полученные
- Проценты уплаченные
- Прибыль до налогообложения
- Налог на прибыль
- Чистая прибыль
В приведенном примере в зависимости от ЦФО часть затрат по одним и тем же статьям выделена в себестоимость, часть в прочие расходы (административно управленческие расходы). Такое разделение позволяет точнее оценить формирование маржинальной (валовой) прибыли.